Проблема генной модификации овощей возникла сравнительно недавно, но имеет свою длительную историю. Сегодня под генной модификацией понимают искусственное вмешательство в структуру генома живого организма. Вместе с тем, современные механизмы искусственного вмешательства в структуру генома не отличаются от естественных механизмов модификации генома, используемых в процессе естественного отбора в природе в течении уже нескольких миллиардов лет.
С точки зрения молекулярной биологии, модификация генома живого организма происходит в момент слияния женской и мужской половых клеток, когда из двух полугеномов половых клеток образуется один полный геном нового организма. Собственно говоря, в этом и состоит модификация, так как новый геном отличается по структуре от геномов родительских клеток и является модифицированным.
До появления человека на Земле встреча самок и самцов происходила по воле случая, а потомки выживали самые приспособленные. Однако, человек, обеспокоенный проблемой пропитания, приручил животных и стал выращивать растения и, тем самым стал определять, кому с кем скрещиваться, кому продолжать потомство, а кого на еду, в каких условиях жить животным и растениям. В результате этой деятельности появились культурные растения и животные, способные жить и размножаться только в условиях, создаваемых трудом человека. Если огородник не соберет семена огурцов, не сохранит их до весны, а весной не защитит всходы от мороза, то огурцы погибнут и у нас в России огурцов не станет.
Этот процесс создания искусственных геномов более менее мирно продолжался до 1953года. А в 1953году была расшифрована химическая формула гена. Эти драматические события описаны в книге Джеймса Д. Уотсона «Двойная спираль», издательство Мир, 1969. Если раньше селекционеры в слепую создавали новые сорта и породы, не сознавая, что они манипулируют генами, то теперь появилась возможность сознательно, на молекулярном уровне, осуществлять эти манипуляции в гораздо более широких пределах. Селекционеры, используя новые возможности, в короткие сроки создают новые сорта и породы на любой вкус, а вкус определяет рынок. Именно скорость генной модификации растений более всего беспокоит потребителей потому, что от растений начинается процесс создания пищи для человека. А на сколько опасен для потребителей этот процесс, поживем - увидим. Во всяком случае, польза видна, и, с точки зрения истории, процесс генной модификации логичен и, очевидно, ничем не отличается от природных процессов.