Недавно я прочитал статью одного своего знакомого огородника-любителя. Этакие филосовские размышления о роли человека в природе и наоборот. Статья показалась мне любопытной, и я размещаю её в нашем блоге.
Как-то раз в начале мая я сажал картошку на своем огороде. Цветущие яблони рядом были похожи на белые облака. Я возился на грядках, а рядом летали пчелы и занимались своими делами. Мы друг другу не мешали. Я люблю растения. Работа с ними расслабляет и настраивает на философский лад. Всегда есть время поразмышлять о том, о сем. И вот я задал себе вопрос. А чем, собственно, мы отличаемся – я и пчела? По сути, мы с ней занимались тем, что распространяли гены определенных видов растений (я – картошки, а она – яблони), и считали (если я верно оцениваю картину с пчелиной точки зрения), что делаем это по собственной воле. Ну а как же иначе? Я сам выбрал сорт картошки, которую хочу вырастить, нашел ее, купил, привез на участок и сажаю. Пчела, без сомнения, самостоятельно выбрала яблоню и конкретный цветок, чтобы собрать нектар и лететь дальше.
Мы с пчелой занимаем активную позицию, описывая наши действия: я сажаю картошку, я борюсь с сорняками, я выращиваю растения, я собираю нектар. Но что если это превосходство всего лишь фикция? Пчела ведь тоже думает, что она центр вселенной. Но мне то виднее. Я знаю, что яблоня одурачивает ее, привлекая белыми ароматными цветами. А пчела просто «ведется» на это, собирает нектар и попутно уносит немного пыльцы на своих ножках на другой цветок. Так что вовсе не пчела контролирует ситуацию. И тут до меня дошло, что и не я...
Меня соблазнил определенный сорт картошки, и я начал сажать ее, предоставляя жизненное пространство именно этому виду, его генам. Тогда я решил «копнуть дальше» и посмотреть на человечество глазами растений, которые мы выращиваем. Получается, что сельское хозяйство - своего рода кооперация, в ходе которой группа очень умных растений – преимущественно съедобных овощей и трав, эксплуатирует нас. Заставляет, например, избавляться от леса, который закрывает им солнце. И внезапно простая прополка грядки стала представляться мне совсем в ином свете.
А газон? Я всегда считал, что это жизнь травы под пятой цивилизации. Мы постоянно подавляем ее, подстригаем, не даем размножаться. Но ведь на самом деле, мы делаем именно то, что трава хочет: помогаем ей выживать в соревновании с деревьями, с которыми она соперничает за солнечный свет. И подстригая газон, мы не даем расти деревьям, что в противном случае случилось бы довольно быстро (взгляните, как лихо покрывается порослью ближайший пустырь). Таким образом, растения используют нас так же, как они используют пчелу.
Благодаря Дарвину, мы узнали, что являемся всего лишь одним из миллионов других видов живых существ. Эволюция воздействует на нас так же, как и на другие живые организмы. Мы действуем в той же мере, что и подвергаемся воздействию. Однако и 150 лет спустя, никто не принимает этого всерьез. Мы до сих пор делим мир на субъекты и объекты, культуру с одной стороны и природу с другой. Мы считаем, что сознание – наше сознание – является высшим достижением эволюции. Но что, если оно всего лишь помогает нам приспособиться к окружающей действительности? И кто внушил нам, что сознание самый лучший инструмент для этого? Не оно ли само?
Приведу два примера. Знаете, что делают бобы лима, когда подвергаются нападению паутинного клеща? Растение начинает испускать определенный запах, который привлекает врагов его врагов. И они приходят и уничтожают клещей, оказывая таким образом помощь этому виду. В то время как человек умеет использовать сознание, изготавливать инструменты, выражать мысли при помощи языка, растения могут использовать биохимию. И они преуспели в этом в такой степени, что нам и представить невозможно. Когда то ученые считали, что в геноме человека порядка 50 или даже 100 тысяч генов. Однако выяснилось, что на самом деле их значительно меньше, около 23 тысяч. Для сравнения, рис содержит 35 тыс. генов. Так кто из нас более замысловато скроен? В общем-то, мы примерно одинаковы.
Современное сельское хозяйство, безусловно, относится к природе, как к объекту, который оно использует, подчиняя своей воле – для производства пиши, топлива, стройматериалов и всего остального. Но позвольте представить вам совсем иной подход.
Я познакомился с одним фермером, который разделяет мои взгляды. Он пытается смотреть мир с точки зрения других видов и вот что из этого получается. На своей ферме он выращивает шесть видов животных и некоторые растения, которые находятся в тесном симбиозе. Я расскажу про взаимодействие одной цепочки, коров и кур. В их взаимодействии кроется гораздо больше, чем просто выращивание пищи, здесь присутствует иной взгляд на вещи, нам пока непривычный. Фермер использует простые электрические изгороди, которые подключаются к автомобильному аккумулятору. Их установка занимает считанные минуты. Они удобны, но вместо них можно использовать любые другие. Так вот, сначала в загоне пасутся коровы. Они интенсивно едят траву в течение трех дней, и затем он перегоняет их на другое место. Еще через три дня он привозит в этот загон, где были коровы, своеобразную яичную ферму – фанерную конструкцию с 350 цыплятами. Он выпускает цыплят, которые начинают активно кормиться, выбирая личинок мух из коровьего навоза. Фермер ждет именно три дня, потому что он знает, что на четвертый у него уже будет большая проблема с мухами. Цыплята получают, таким образом, отличный белковый корм, разрыхляют навоз и попутно удобряют землю своим. Высокоазотистый птичий помет как нельзя лучше способствует росту травы. В течение 4-5 недель она вырастает, и процесс можно начинать заново. Он пригоняет других животных, например, овец или заготавливает сено на зиму. А теперь оцените производительность этой фермы. Со ста акров земли он получает 20 тонн говядины, 15 тонн свинины, 300 тысяч яиц, 20 тысяч бройлеров, 1000 индеек и 1000 кроликов. Огромное количество пищи.
Вот и ответ на вопрос, может ли органическое сельское хозяйство прокормить мир. Дайте каждому виду, что он требует, позвольте реализовать свои желания и используйте это.
А теперь взгляните на весь процесс с точки зрения травы. Когда коровы съедают траву, растения начинает избавляться от своих корней. Они всегда так поступают, поддерживая определенное соотношение между массой корней и побегов, чтобы чувствовать себе хорошо. Часть корней отмирает и тут же становится пищей для разной живности – червей, личинок, бактерий, грибов. В результате появляется новая почва. Она создается, так сказать, снизу вверх. А теперь спросите фермера, что он выращивает. И он ответит, что не коров и не цыплят, а … траву! Потому что именно трава является краеугольным камнем всей этой экосистемы. И это разительно отличается от традиционного отношения к природе, когда мы считаем, что отнимаем у нее что-то для себя. Здесь же в конце сезона, когда все это гигантское количество еды собирается с участка, природе остается больше, чем у нее было в начале: больше почвы, выше плодородие, разнообразнее биологическая структура.
Это доказывает, что если мы будем считаться с другими видами, обитающими в природе рядом с нами, и научимся видеть мир их глазами, мы сможем получать пищу и попутно обогащать землю. Все больше фермеров берут на вооружение подобные технологии. Это возможность оживить мир в прямом смысле слова, и она очень вдохновляет!